Author Topic: Вопросы о Русской Православной Церкви  (Read 16430 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Serg-antr

  • Member
  • ***
  • Posts: 136
Михайл, вы раньше говорили о том, как православное понимание поступки Христа отличается от протестантского.  То есть, протестантизм его понимает в юридическом смысле, говоря, что Христос взял на себя грехи всего человечества.  В православном понимании есть какая-то идея замещения, или вообще нет?  Сергей, как вы думаете об этом?
Есть, конечно (см. ниже ответ Михаилу). Тут ключевой вопрос - как и от чего спас нас Христос. Многие православные (в т.ч. Кураев и Осипов) считают, что Спаситель воспринял поврежденную грехом страстную и смертную человеческую природу и исцелил ее на Кресте. Тут ничего не понятно: во-первых, страсти и смерть есть свойство природы человека, если они упразднены на Кресте, то изменилась природа, а если изменить хотя бы одно свойство это будет уже другая природа, не человек; во-вторых, как может быть тело Спасителя чем-то повреждено, если отцы церкви его однозначно называют совершенным Человеком; в-третьих, согласно отцам последствия первородного греха проявляются прежде всего в забвении Бога и извращении иерархии душевных сил, а это ну никак нельзя заподозрить во Христе, так что Он тогда исцелил в Своей природе, если самого главного повреждения не воспринял?

Offline Serg-antr

  • Member
  • ***
  • Posts: 136
В православии нет замещения. Вы же читали у Кураева, что это изобретение католиков, которое потом перешло в протестантизм. А Кураев всё-таки профессор богословия.

Или, например, вот как пишет свт. Григорий Богослов (4-й век): "Остается исследовать вопрос и догмат, оставляемый без внимания многими, но для меня весьма требующий исследования, кому и для чего пролита сия излиянная за нас кровь, кровь великая и преславная, Бога, Архиерея и Жертвы? Мы были под властью лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена Искупления дается не иному кому, как содержащему во власти, спрашиваю, — кому и по какой причине принесена такая цена. Если лукавому, то как сие оскорбительно — разбойник получает цену Искупления, получает не только от Бога, но Самого Бога, и за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить и нас. А если Отцу? То, во-первых, каким образом? Не у Него мы были в плену. А во-вторых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, который не принял Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение — вместо словесной жертвы дав овна. Или из сего не видно, что приемлет Отец не потому, что требовал или имел нужду, но по домостроительству и потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силою, и возвел нас к Себе через Сына, посредующего и устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всем покорствующим. Таковы дела Христовы, а большее да почтено будет молчанием".

Я вас предупреждал, что многие православные придерживаются юридической заместительной точки зрения. Не знаю почему так происходит. Возможно, она им ближе и понятнее, не знаю, мне она совершенно чужда. И в интернете постоянно происходят бесконечные споры между приверженцами разных точек зрения.
Обратите внимание, свт. Григорий не опровергает идею Искупления, а раскрывает, объясняет ее (я выделил ключевые слова).

Еще цитаты из отцов церкви.

… яже не восхищах, тогда воздаях, потому что не за вину Он умер, но пострадал за нас, и на Себе понес гнев, бывший на нас за преступление заповеди, говоря через Исаию: Сей грехи наша носит (Ис 53:4)
(Свт. Афанасий Великий - «Послание к Маркеллину об истолковании псалмов», 7)

Господу надлежало вкусить Смерть за всякого и, став умилостивительной Жертвой за мир, всех оправдать Своей Кровью
(Свт. Василий Великий - «Догматические письма», 252)

Своим пришествием Он освободил и искупил естество человеков, порабощенное тлению, подвергшееся смерти через свое грехопадение и тиранически управляемое диаволом. Невинный и безгрешный, Он заплатил за людей весь долг, словно Сам был виновен, возвратив их к благодати Царствия и отдав Себя Самого в выкуп и искупление за нас
(Преп. Максим Исповедник - «Мистагония», 8 )

Господь наш Иисус Христос, будучи безгрешным, ибо греха не сотвори (1 Петр. 2:22) вземляй грех мира (Ин. 1:29), ниже обретеся лесть во устех Его (Ис. 53:9), - не подлежал смерти, ибо смерть вошла в мир чрез грех (Рим. 5:12). Итак, Он умирает, претерпевая смерть за нас, и Самого Себя приносит в жертву за нас Отцу. Ибо мы согрешили пред Отцем, и надлежало, чтобы Он принял выкуп, предложенный за нас, и чтобы мы таким образом освободились от осуждения
(Преп. Иоанн Дамаскин - «Точное изложение Православной веры», 3:27)

Offline Serg-antr

  • Member
  • ***
  • Posts: 136
Юридические образы мне кажутся абсурдными, и к тому же многих людей они могут привести к неправильным выводам.
К еще более неправильным выводам могут привести слова об исцелении Христом Своей плоти. Юридическими терминами пользовались многие отцы, начиная от ап. Павла (если не от ветхозаветных пророков):
Еф.5:2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное, и др.

Quote
Под проклятием вы имеете ввиду изгнание из рая?
Все вместе, и изгнание тоже.

Quote
Вот вы сейчас описали всё без юридических аналогий. Значит можно без них обойтись?
Важны не слова, важна суть, отражение истины. Заместительная и умилостивительная жертва отражает истину, хоть и не в полной мере, исцеление природы человека на Кресте - нет, исцеляемся мы участием в таинствах церкви, а Христос был и есть здрав.

Offline msmirnov

  • Sr. Member
  • ****
  • Posts: 151
Прошу прощения, но я спорить не буду.

Offline Vera82

  • Jr. Member
  • **
  • Posts: 44
Спасибо вам обоим за объяснения.  Я их обдумываю... если что, напишу ещё раз!  :)

Offline Vera82

  • Jr. Member
  • **
  • Posts: 44
Привет ещё раз,

Я скоро поеду в Россию (в Питер, а потом в Москву) - вы рекомендуете какие-нибудь храмы, которые были бы особенно хорошо посещать?  Спасибо!

Offline msmirnov

  • Sr. Member
  • ****
  • Posts: 151
Привет ещё раз,

Я скоро поеду в Россию (в Питер, а потом в Москву) - вы рекомендуете какие-нибудь храмы, которые были бы особенно хорошо посещать?  Спасибо!
В Питере и Москве много замечательных и красивых храмов, каждый хорош по-своему, я даже затрудняюсь вам какой-либо советовать. Они все есть в путеводителях и, наверняка, ваши друзья помогут вам посетить их. В Питере я был прихожанином храма Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. Просто потому что он был ближе всего к моему дому. А вообще этот храм привлекает много паломников тем, что в его постройке участвовала св. бл. Ксения Петербургская и её мощи хранятся в часовне рядом с храмом.

Offline Vera82

  • Jr. Member
  • **
  • Posts: 44
Спасибо Михаил, я пойду туда и посмотрю.  Я буду в России на три недели, итак получится посетить несколько храмов.

Offline Vera82

  • Jr. Member
  • **
  • Posts: 44
Ещё один вопрос - я сейчас в России, и вижу в книжных магазинах целый ряд книг о Православии.  Вы рекомендуете каких-либо авторов, или какие-нибудь книги по Православе на русском языке, для тех, кто мало знают о ней?

Спасибо!

Offline Serg-antr

  • Member
  • ***
  • Posts: 136
Я бы рекомендовал завязать знакомство с теми, кто ходит в храм, узнать к чему они стремятся, по каким правилам живут, чему симпатизируют. При многих храмах есть воскресные школы, побывать там. Живое общение в сто раз лучше любой книги.

Offline Serg-antr

  • Member
  • ***
  • Posts: 136
Впрочем... У диакона Андрея Кураева есть книга "Протестантам о православии", можно ее почитать.

Offline Vera82

  • Jr. Member
  • **
  • Posts: 44
Спасибо!   :)

Offline Vera82

  • Jr. Member
  • **
  • Posts: 44
К счастью, одна из моих подруг, живущая в России, два года назад стала православной христианкой и теперь регулярно ходит в церковь.  Мы с ней заходили в храм в районе, где она живёт, и она мне много объяснила.  В воскресенье я первый раз заходила на службу.  Я не чувствовала себе неловко, потому что я была в платке и, вообще, многие думают, что я - русская.  Воскресные школы сейчас не собираются, потому что мы в лете, но я рада, что могу заходить в храм пока я здесь.  А может быть, после того, как вернусь в Англию, я буду заходить в православные храмы там.  Спасибо вам за помощь и ответы на вопросы! :)
« Last Edit: July 01, 2014, 10:12:10 AM by Vera82 »

Offline Serg-antr

  • Member
  • ***
  • Posts: 136
Re: Вопросы о Русской Православной Церкви
« Reply #58 on: September 17, 2014, 06:50:28 AM »
Ещё один вопрос - я сейчас в России, и вижу в книжных магазинах целый ряд книг о Православии.  Вы рекомендуете каких-либо авторов, или какие-нибудь книги по Православе на русском языке, для тех, кто мало знают о ней?

Спасибо!
Возможно, уже не актуально... Но вот попалась фраза владыки Одесского Агафангела в ответ на этот вопрос:

"Православие передается только от человека к человеку, нельзя обрести истинную веру, читая книги или глядя в телевизор. Каждый верующий в своей жизни соприкасался с теми, от кого зародилась в нем вера. Православие таким путем дошло к нам от Апостолов через сотни поколений. Получив веру от наших предков, мы обязаны передать ее тем, кто будет после нас - она и есть самое большое сокровище, которым только может владеть человек."

Offline Don Brigante

  • Member
  • ***
  • Posts: 76
Re: Вопросы о Русской Православной Церкви
« Reply #59 on: October 10, 2014, 02:36:48 AM »
Ещё один вопрос - я сейчас в России, и вижу в книжных магазинах целый ряд книг о Православии.  Вы рекомендуете каких-либо авторов, или какие-нибудь книги по Православе на русском языке, для тех, кто мало знают о ней?

Спасибо!
Диакон Андрей Кураев "Протестантам о православии"

http://azbyka.ru/religii/konfessii/protestantam-o-pravoslavii.shtml
http://lib.pravmir.ru/library/book/2290

Священник Даниил Сысоев "Прогулка протестанта по православному храму"

http://azbyka.ru/religii/konfessii/progulka-protestanta-po-pravoslavnomu-khramu-all.shtml

Православие и протестантизм: в чем разница

http://azbyka.ru/religii/konfessii/pravoslavie-i-protestantizm-v-chem-raznitsa-all.shtml

ОТЛИЧИЯ ХРИСТИАНСКИХ КОНФЕССИЙ

http://azbyka.ru/religii/konfessii/

Православие - протестантизм штрихи полемики

http://azbyka.ru/religii/konfessii/rubskiy_pravoslavie_protestantizm_01-all.shtml
http://besedy.ucoz.ua/load/r/rubskij_vjacheslav/pravoslavie_protestantizm_shtrikhi_polemiki/71-1-0-65

Праведный Алексий Мечев “Краткое правило для благочестивой жизни”

http://azbyka.ru/otechnik/?Aleksij_Mechev/kratkoe-pravilo-dlja-blagochestivoj-zhizni

Советы святого праведного Алексия Мечева

http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/pilneva_sovety_sviatogo_pravednogo_aleksia_mecheva-all.shtml

Книги профессора Осипова

http://alexey-osipov.ru/books-and-publications/

Осипов "Стать святым или богатыри не мы"
"Ищущему спасения. Советы и предостережения"
“Любовь, брак, семья. Разговор со взрослыми”
"Путь разума в поисках истины"

Может ли современный человек стремиться к святости? Или это гpex тщеславия и гордости? Может ли он хотя бы надеяться на спасение? Или болезнь порабощения грехом неизлечима? Что на эту тему говорят Святые Отцы? По плечу ли нам святоотеческие правила спасения? Или Царство Небесное с его обителями: спасенность, праведность, святость, - не для нас?

Цель книги - указать читателю, как можно сегодня в грешном, полном соблазнов мире жить не по его стихиям, а по Христу; как научиться бороться и с Божией помощью побеждать похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую.

http://www.golden-ship.ru/load/o/osipov_a_i/269

Игумен Петр (Мещеринов) Видеолекции

http://predanie.ru/film/videolekcii-i-propovedi/igumen-petr-mesherinov/

Игумен Петр (Мещеринов). Основы православного мировоззрения

http://predanie.ru/audio/lekcii/igumen-petr-meshcherinov/

Книги игумена Петра (Мещеринова)

http://predanie.ru/lib/aut/67885/

Основы православной веры

http://predanie.ru/audio/audioknigi/osnovy-pravoslavnoi-very/
« Last Edit: October 10, 2014, 02:44:45 AM by Don Brigante »
Brethren, let us also occupy yourselves with noetic prayer…, and seeking God’s mercy, cry out with a humble heart from morning till night and if possible all night long, saying constantly: “Lord Jesus Christ, Son of God, have mercy on us.” Saint John Chrysostom